Почему во время пандемии в строительной отрасли вырос процент сотрудниц
Строительство – это одна из немногих отраслей, где во время пандемии увеличилось количество рабочих мест, занятых женщинами. Люси Барнард выясняет почему это произошло, и что работодатели могут сделать, чтобы во время увеличения безработицы среди женщин в период пандемии принять на работу как можно больше женщин.
Холли Прайс, директор британской демонтажной фирмы Keltbray, вспоминает свою трудовую жизнь до пандемии.
«Я не знаю, как мне удалось физически попасть на такое количество встреч и так много путешествовать», — говорит директор по развитию профессиональных квалификаций и профессиональных сообществ, по образованию инженер по взрывчатым веществам, которая до недавнего времени также была президентом Национальной федерации подрядчиков по демонтажу.
«Пандемия показала нам, что мы можем пользоваться такими технологиями, как Zoom и Teams, и я думаю, что это было полезно для моего баланса между работой и личной жизнью», — говорит она. «Теперь, если я могу подключиться к Интернету, я могу работать».
Холли Прайс начала карьеру в демонтажной отрасли с 17 лет, получила образование инженера и стала первой в Европе женщиной-экспертом по взрывчатым веществам, и работает над продвижением всего нового в своей отрасли и привлечением новых работников из всех слоев общества в отрасль, которая обычно считается одной из самых мужских в строительстве.
«Пандемия — прекрасная возможность восстановить баланс в строительной отрасли в целом», — говорит Холли Прайс. «В прошлом строительные компании не всегда проявляли гибкость в работе. Мы не задавались вопросом, необходимо ли, чтобы каждый сотрудник находился на рабочем месте по десять часов в день. Covid показал, что некоторые люди могут работать удаленно».
Она подчеркивает, что еще слишком рано обсуждать все последствия пандемии для обычной жизни, и что многие демонтажные работы должны выполняться именно на объекте, а ограничения, наложенные на фирмы, могут обеспечить толчок для привлечения к работе женщин и сохранения сотрудниц в отрасли.
«Если бы вы спросили о гибком графике работы два года назад, я думаю, что большинство работодателей не поняли бы, о чем вы говорите, а если поняли, то ответили бы категорическим отказом», — говорит она. «Пропуски работы по объективным причинам были большой проблемой в строительной отрасли».
«Ситуация начала меняться еще до пандемии covid, но пандемия привела к тому, что люди получили больше возможностей в этом секторе», — говорит Прайс.
На первый взгляд, точка зрения Холли Прайс расходится со сложившейся ситуацией в начале пандемии, когда большое количество женщин увольнялись с работы, чтобы ухаживать за детьми и взять на себя проблемы домашнего обучения, что привело к увеличению безработицы среди женщин в период пандемии.
И добавьте к этому тот факт, что в отличие от «сокращений» 1970-х годов, которые затронули такие отрасли, как строительство и производство, наиболее пострадавшим от локдаунов оказался сектор услуг: рестораны, розничная торговля, уход за детьми и образование, где более половины сотрудников — женщины.
Тем не менее, данные Бюро статистики труда (BLS), проанализированные Институтом исследований женской политики (IWPR) показывают, что, хотя в США в период с февраля 2020 года по сентябрь 2021 года более 3 миллионов женщин потеряли работу, в строительной отрасли в этот период увеличилось число рабочих мест, занятых женщинами, на 300 000 человек.
«Триста тысяч рабочих мест могут показаться не такими уж большими цифрами, но, это немного больше, чем общее количество ассистентов стоматолога в США, которые обычно считаются типично женской профессией», — говорит Ариана Хегевиш, руководитель отдела занятости и заработка в Институте исследований женской политики.
«Эта действительно новая тенденция», — говорит Хегевиш. «В предыдущие периоды экономического спада женщины теряли больше рабочих мест, чем мужчины, но на этот раз женщины фактически увеличили свою долю рабочих мест».
Безусловно, очевидна необходимость того, чтобы в строительной отрасли в развитых странах больше женщин работали. До пандемии, по оценкам компании McKinsey, женщины составляли всего 12% персонала мировой строительной отрасли — около 8% в ЕС, 10% в США, 11% в Великобритании, 12% в Австралии и 13% в Канаде.
Даже в Швеции, которая может похвастаться одним из первых феминистских правительств в мире, мужчины составляют 89,8% сотрудников строительной отрасли, а как женщины составляют только 10,2% сотрудников.
При этом количество женщин, работающих непосредственно на объектах, составляет крошечную долю всего в 1-2% в Великобритании и почти 4% в США.
«Как правило, работа в строительстве оплачивается лучше по сравнению с другой работой, для которой не требуется высшее образование, поэтому в течение многих лет вход в профессию строго регламентировался», — говорит Хегевиш.
«Строительство — это практическая работа, и в отличие от рабочих мест, где вам нужно сдать экзамен, а после сдачи экзамена применить свои знания в работе, в строительстве чтобы приобрести навыки, необходимые для работы на стройке, женщинам нужно обучаться работе у мужчин».
Постпандемический бум приведет к большему разнообразию
Постпандемический бум в строительной отрасли в сочетании с хронической нехваткой квалифицированных рабочих может послужить катализатором для развития отрасли.
Ариана Хегевиш отмечает, что во время пандемии большинство стран и штатов не только рассматривали строительство как важнейшую отрасль, которой разрешалось продолжать работу во время локдауна, но и в рамках стимулирования экономики и создания большего количества рабочих мест, правительства финансировали значительные средства в строительную отрасль и инфраструктурные проекты.
В начале пандемии численность сотрудников в строительной отрасли несколько сократилась, государственные инвестиционные проекты в сочетании с жилищным бумом, вызванным переходом к строительству более крупных домов в городах и пригородах, помогли быстрому восстановлению отрасли и увеличению количества вакансий. Только в Штатах Джо Байден подписал законопроект об инфраструктуре на 1,2 триллиона долларов, который поможет создать тысячи рабочих мест.
В прошлом, во время рецессии сокращали молодых работников, а старшие менеджеры часто сохраняли свои рабочие места. Но, по словам Хегевиш, когда разразилась пандемия, значительная часть более возрастных сотрудников строительной отрасли из поколения бэби-бумеров увидела в этом возможность естественного более раннего выхода на пенсию.
Конечно, во многих развитых странах с 1970-х и 1980-х годов строительная отрасль испытывает трудности с набором и сохранением персонала. По данным правительства США, в 2018 году около 22% строителей были в возрасте 55 лет и старше, по сравнению с чуть менее 17% в 2011 году. Статистика Великобритании рисует аналогичную картину: по данным переписи 2011 года, каждый пятый строитель, родившийся в Великобритании, был старше 55 лет.
«Еще до пандемии экономика США процветала, а это означало, что белые мужчины, которые могли бы работать в строительной отрасли, получали более высокооплачиваемую и менее тяжелую работу. А теперь в некоторых регионах США мы наблюдаем, как все больше женщин нанимается на работу», — говорит Хегевиш.
Эксперты также говорят, что в Швеции пандемия помогает развитию отрасли.
«Пандемия предоставила шведской строительной отрасли возможность продвинуться вперед в решении проблемы найма женщин на работу», — говорит Элин Кеберт, эксперт по компетенциям Шведской строительной федерации.
«В строительной отрасли Швеции царит мачо-культура: если вы почувствовали себя плохо, примите аспирин и идите работать. Мужайтесь. Но с началом пандемии, я думаю, для многих рабочих было очень важно услышать, как наш [тогдашний премьер-министр], человек с сильным профсоюзным прошлым, говорит обратное. Если ты заболел, оставайся дома. Если ваши дети заболели, оставайтесь дома. Шведская стратегия covid действительно влияет на отношения и помогает сделать отрасль лучше и гибче для женщин и мужчин».
Кеберт говорит, что с начала пандемии увеличилось число абитуриентов на программы высшего профессионального образования, поддерживаемые Шведской строительной федерацией, стремящихся ускорить назначение возрастных специалистов на должности управляющих объектами. В 2021 году 32% из 5494 студентов, начавших обучение по программе «Высшее профессиональное образование» в сфере строительства и инженерии, составляли женщины.
Нехватка рабочей силы в строительной отрасли Швеции
«Постпандемический бум привел к нехватке персонала в строительной отрасли Швеции», — говорит Элин Кеберт, «Строительные проекты реализуются по всей Швеции, поэтому работодатели соревнуются за то, чтобы нанять квалифицированных строителей. Сотрудники могут выбирать, где работать — и мужчины, и женщины говорят: зачем я должен далеко ехать на большие строительные площадки, если я могу работать рядом с домом, быть активным родителем и не пропускать уроки танцев моего ребенка. Молодые специалисты хотят лучшего баланса между работой и личной жизнью.»
«Женщин больше всего привлекают возможности карьерного роста и хорошая заработная плата», — говорит Кеберт. «Строительные площадки обычно работают в то время, когда открыты детские сады. И работа дает им шанс развиваться и повышать квалификацию».
Сьюзан Мойр, директор по исследованиям Группы по вопросам политики в отношении женщин (PGTI), отмечает, что низкая доля женщин, работающих на строительных площадках, является проблемой только в богатых странах, где строительные рабочие зарабатывают хорошие деньги по сравнению с другими неквалифицированными и полуквалифицированными рабочими местами.
В 2018 году в Китае, по данным Национального бюро статистики, 14% всех строителей — женщины, что составило около 9,5 миллионов человек. По оценкам исследователей, в Нигерии женщины составляют 16,3% строителей.
«На юге много женщин работают на стройплощадках, где им плохо платят, и они выполняют тяжелую работу по поднятию и переноске тяжестей», — говорит Мойр. «На севере женщины традиционно исключались из этой высокооплачиваемой работы».
«В строительной отрасли США наблюдается серьезная нехватка персонала — говорит Мойр. «Сыновья и племянники традиционных белых мужчин не работают в отрасли. У их семей были средства на их учебу в колледжах, и они работают управленцами. С другой стороны, у женщин, особенно с другим цветом кожи, нет таких возможностей. Это люди, зарабатывающие 8 долларов США в час, вероятно, работают на двух работах и одновременно ухаживают за детьми, выполняют тяжелую физическую работу в домах престарелых или в сфере гостеприимства. Они видят перспективы. Квалифицированный специалист в США может зарабатывать около 100 000 долларов в год».
Мойр сообщила, что причина, по которой процент женщин, работающих на стройке в США, увеличился почти до 4% — с примерно 3% до пандемии, — заключается в том, что в трех регионах страны, Массачусетсе, Большом Сиэтле и Метро, Портленд, Орагон, увеличилось число женщин на стройке до более чем 10%, что превышает средние показатели по стране.
Общее количество меньшинств и женщин, занятых в строительстве
Сьюзан Мойр говорит, что организации, подобные ее, придерживаются стратегии поощрения государственных учреждений и подрядчиков включать в строительные контракты соглашения, требующие, чтобы часть общего объема работ выполнялась женщинами и представителями меньшинств. За выполнением этих соглашений устанавливается ежемесячный контроль. Если комитет по мониторингу обнаружит, что женщинам и представителям меньшинств предлагается недостаточно рабочего времени, они могут вызвать соответствующего менеджера на встречу. Если после нескольких встреч не будет сделано никаких улучшений, то за невыполнение может быть наложен штраф.
Мойр говорит, что эта модель «интегрированного спроса и предложения» уже пользуется таким успехом, что команда надеется внедрить модель в еще большее количество городов по всей территории штатов и за их пределами. В следующем году уже запланирована поездка делегации североамериканских специалистов в Лондон, где Мойр и ее коллеги планируют обменяться передовым опытом с разработчиками, подрядчиками, профсоюзами и общественными группами.
«Такие организации, как наша, пытались привлечь больше женщин в строительную отрасль с 1970-х годов», — говорит Мойр. «Мы организовали учебные курсы. Мы приводили женщин на работу в отрасли, но мы обнаружили, что очень немногие из них добивались большего. Работая с работодателями, мы ставим задачи и добиваемся из выполнения.»
Как привлечь больше женщин в строительную отрасль
Тем не менее, участники кампании говорят, что, помимо обеспечения найма большего числа женщин на работу в строительную отрасль, работодатели также должны предпринять шаги по продвижению женщин на более высокие и более высокооплачиваемые должности (см. Вставку Гендерный разрыв в оплате труда) и гарантировать, что они также сохранят персонал — всех полов — путем создания более инклюзивной культуры.
Хегевиш отмечает, что несмотря на то, что многие компании реализуют программы и курсы по борьбе с предрассудками на рабочем месте, дискриминация и домогательства ежегодно приводят к сокращению тысяч рабочих мест в отрасли.
В ноябре она провела опрос 2600 женщин, который показал, что 40% опрошенных всерьез рассматривали возможность ухода из отрасли, потому что они стали жертвами дискриминации или преследований, или что к ним применялись иные стандарты, чем к их коллегам-мужчинам.
«Безопасное рабочее место, свободное от преследований и дискриминации — право любого работника», — говорит Хегевиш. «Мы ограничиваем наши собственные усилия по восстановлению рабочей силы и инфраструктуры в том случае, если женщины не чувствуют себя нормально или безопасно в строительной отрасли и уходят с важных рабочих мест или не ищут их. В итоге мы хотим сделать эту отрасль лучше и удобнее для всех».
Гендерный разрыв в оплате труда
В последние годы введение обязательной отчетности о гендерном разрыве в оплате труда в странах, включая Швецию, Австралию, Францию и Великобританию, показало разницу в заработной плате, выплачиваемой мужчинам и женщинам в отрасли.
Цифры, публикуемые крупными строительными компаниями, постоянно показывают, что женщины в строительной отрасли получают на треть меньше, чем коллеги-мужчины.
Британская юридическая фирма Pinsent Masons проанализировала отчеты о гендерном разрыве в оплате труда, опубликованные 118 строительными компаниями в Великобритании в течение 2020 — 21 годов. Они подсчитали, что в среднем подрядчики платили мужчинам, которых они нанимали, примерно на 20% больше, чем женщинам. Мужчины также получили в среднем на 20% больше премиальных выплат в течение года по сравнению со своими коллегами-женщинами.
«В строительстве, где исторически доминировали мужчины, традиционно отмечается один из самых больших разрывов в средней заработной плате работающих мужчин и женщин. Несмотря на то, что у многих компаний есть стратегии измерения и решения проблемы разнообразия, как показывают данные, до сих пор нет равных возможностей», — говорит Сюзанна Дональдсон, юридический директор Pinsent Masons. «Особенно очевидно, что меньше женщин занимают руководящие или более высокооплачиваемые должности в этой отрасли, и большинство новых сотрудников составляют преимущественно мужчины».
Однако в первые месяцы пандемии увольнения, сокращения заработной платы и схемы увольнений, по всей видимости, исказили цифры. Строитель Тейлор Вимпи впервые сообщил о средней почасовой ставке оплаты труда женщин в 2020-2021 годах: сотрудники-женщины зарабатывали 1,18 фунта стерлингов на каждый 1 фунт стерлингов, заработанный мужчинами, поскольку персонал объекта, состоящий преимущественно из мужчин, был уволен на время простоя, в то время как женщин не увольняли до более позднего срока. С другой стороны, Redrow Homes сообщил о гендерном разрыве в оплате труда 49,4%, но признал, что отчет был искажен Covid-19, поскольку он исключил 81% сотрудников, которые были уволены на момент простоя.
«Пандемия продемонстрировала работодателям, которые не спешат внедрять гибкие и удаленные методы работы, насколько такие механизмы могут работать как для бизнеса, так и для персонала», — добавляет Дональдсон. «Гибкие методы работы и политика были определены как ключ к привлечению и удержанию сотрудниц и улучшению гендерного равенства, и, хотя в сфере строительства есть работы, которые невозможно выполнить удаленно, похоже, что многие компании в этом секторе активно стремятся продвигать и поощрять гибкие методы работы, где это возможно».
Компания | Гендерный разрыв в оплате труда 2020-21 |
---|---|
ACS, Испания | 26,7% (женщины-руководители высшего звена и выпускницы университетов получали среднюю зарплату 56 726 евро, а их коллеги-мужчины зарабатывали в среднем 77 384 евро) |
Hotchief, Германия | 11,5% для руководителей, 11,2% для менеджеров и 15,9% для тех, кто не является менеджером |
Mace, Великобритания | разрыв в оплате труда мужчин и женщин составляет 31,2%; средний разрыв в оплате труда — 36,4%. Средний разрыв в бонусах группы составил 52,9%. |
Keltbray | 24,1% “официального” среднего гендерного разрыва в оплате труда — нормализовано до 25,73% с учетом тех, кто находится в отпуске и жертвует зарплатой |
Автор: Люси Барнард